Реле вентилятора охлаждения: почему двигатель перегревается на холостых?

Реле вентилятора охлаждения: почему двигатель перегревается на холостых?

Перегрев двигателя является одной из самых серьёзных проблем, которая может привести к дорогостоящему ремонту или даже полной замене силового агрегата. В то время как на высоких скоростях двигатель эффективно охлаждается набегающим потоком воздуха, на холостом ходу или в городском трафике, когда движение замедлено или остановлено, основную роль в поддержании оптимальной температуры играет система принудительного охлаждения. Ключевым элементом этой системы является электрический вентилятор радиатора, который включается автоматически, когда температура охлаждающей жидкости достигает критического уровня.

реле

Роль реле вентилятора охлаждения в системе охлаждения двигателя

Реле вентилятора охлаждения занимает центральное место в системе управления температурным режимом двигателя, особенно в условиях, когда естественный обдув радиатора недостаточен. Оно служит своеобразным «мостом» между управляющим сигналом и мощным потребителем – электрическим вентилятором.

В системе охлаждения автомобиля, когда двигатель работает, температура охлаждающей жидкости постепенно повышается. За этим процессом следит датчик температуры охлаждающей жидкости, который обычно расположен в головке блока цилиндров или на корпусе термостата. Этот датчик передаёт информацию о текущей температуре в электронный блок управления двигателем (ЭБУ). В более старых автомобилях сигнал от датчика мог напрямую поступать к реле.

Когда температура охлаждающей жидкости достигает определённого, заранее заданного порога (обычно около 95-105 градусов Цельсия, в зависимости от модели автомобиля), ЭБУ или термореле (в простых системах) генерирует управляющий сигнал. Этот сигнал подаётся на обмотку реле вентилятора охлаждения.

Реле представляет собой электромагнитный переключатель. Когда ток подаётся на его обмотку, внутри реле создаётся электромагнитное поле, которое притягивает подвижный контакт и замыкает электрическую цепь. В этой цепи находятся мощные контакты, через которые проходит основной ток питания вентилятора радиатора (обычно 20-30 Ампер и более). Таким образом, реле позволяет маломощному управляющему сигналу от ЭБУ включать высокомощный вентилятор, защищая ЭБУ от перегрузки по току.

После замыкания контактов реле, электрический ток поступает непосредственно к электродвигателю вентилятора, и вентилятор начинает вращаться, нагнетая воздух через соты радиатора. Это интенсифицирует процесс охлаждения охлаждающей жидкости. Когда температура жидкости опускается до заданного значения, ЭБУ отключает управляющий сигнал на реле, контакты реле размыкаются, и вентилятор останавливается.

В некоторых автомобилях может быть установлено несколько реле для управления вентилятором, если он имеет несколько скоростей вращения (например, низкая и высокая скорости) или если есть несколько вентиляторов. Каждое реле будет отвечать за включение своей скорости или своего вентилятора.

Признаки неисправности реле вентилятора охлаждения:

  • Вентилятор не включается при достижении рабочей температуры. Это наиболее очевидный симптом. Запустите двигатель, прогрейте его до рабочей температуры, а затем дайте ему поработать на холостом ходу. Внимательно следите за показаниями указателя температуры на приборной панели. Когда стрелка достигнет верхней части рабочей зоны (или зайдет в красную зону), вентилятор должен включиться. Если этого не происходит, это сильный признак проблемы.
  • Двигатель перегревается только в пробках или на низких скоростях. Как уже упоминалось, это ключевой признак. На трассе температура держится в норме, но как только вы попадаете в пробку или останавливаетесь, температура начинает расти.
  • Горит контрольная лампа перегрева двигателя. На приборной панели загорается соответствующий индикатор, сигнализирующий о критическом повышении температуры охлаждающей жидкости.
  • Вентилятор включается не всегда или с задержкой. Если вентилятор срабатывает через раз, или ему требуется гораздо больше времени для включения, чем обычно, это может указывать на то, что контакты реле обгорели или окислились, и не всегда обеспечивают надёжное соединение.
  • При прослушивании слышен щелчок реле, но вентилятор не работает. Это указывает на то, что управляющий сигнал поступает на реле, и оно пытается сработать (вы слышите характерный щелчок замыкания контактов), но из-за сильного износа или обгорания силовых контактов, ток к вентилятору не поступает. Это один из наиболее чётких признаков неисправности самого реле, а не его цепи управления.
  • Отсутствие напряжения на вентиляторе при проверке. Если при работающем двигателе и высокой температуре, когда вентилятор должен быть включен, вы проверяете напряжение на разъёме вентилятора и его нет, при условии, что на реле приходит управляющий сигнал, это указывает на неисправность реле или обрыв проводки между реле и вентилятором.

При обнаружении этих признаков, в первую очередь, необходимо проверить состояние предохранителя вентилятора, а затем само реле. Реле обычно расположены в монтажных блоках под капотом или в салоне. Его можно проверить, поменяв на заведомо исправное (например, на такое же реле от другой системы, если оно есть и совпадает по параметрам) или путём подачи напряжения на его обмотку и проверки замыкания контактов. Своевременная замена неисправного реле поможет избежать серьёзных повреждений двигателя.